Когда люди думают об антилопах, то представляют гну или кого-то вроде газелей Томсона. Всего существует более 100 видов антилоп. Одних только дукеров, к которым относится героиня этой истории, больше 40 видов. Представьте, что вы работаете в туристической компании у подножия Килиманджаро. Что произойдет, если однажды к вам в офис принесут совсем маленького и растерянного детеныша антилопы?
Эта история началась, когда в феврале 2022 года в наш офис принесли маленькую испуганную антилопу. Ее нашли прямо в деревне Мачаме, где находится наш отель Aishi Machame Hotel — садовники проверяли помпу для забора воды из канала и увидели бродящего в одиночестве потерянного детеныша антилопы. Было понятно, что детеныш Дукер — подсемейство полорогих парнокопытных млекопитающих, объединенных в условную группу антилоп, обитателей Африки. Слово «дукер» происходит от слова из африкаанс duik, которое, в свою очередь, происходит от нидерландского duiken — «нырять». Дукеры живут преимущественно в лесах и при опасности как бы ныряют в заросли. Также их называют хохлатыми антилопами. Обратите внимание на хохолок Ньяси на всех фотографиях. остался сиротой и в ближайшие дни или даже часы погиб бы от голода или от рук деревенских жителей. К сожалению, в сельской Танзании приняты дурные манеры обращения с дикими животными: дети могут закидать камнями варана, суеверные взрослые убивают «призывающих смерть» сов, а браконьеры ставят ловушки на антилоп, чтобы использовать их мясо в пищу. Скорее всего, нечто подобное произошло с мамой крошки-антилопы.
Что же делать? Время от времени мы выхаживаем птиц и небольших животных вроде белок и мартышек, которых находим на территории нашего отеля пострадавшими в результате несчастных случаев, например, от удара током, или раненых и больных. Изредка из дупел деревьев вываливаются новорожденные бельчата, и если мы не можем найти их дом и семью, то выкармливаем детенышей и содержим их в безопасности, пока они не окрепнут, после чего их можно выпустить в дикую природу. Но наша антилопа, хоть и Кустарниковый, или обыкновенный дукер достигает в холке 50 сантиметров и весит, как правило, около 20 килограммов. всё же довольно крупное животное. Мы не имели подходящих для нее условий, а реабилитационных центров для животных поблизости не было.
Мы решили оставить сиротку у себя, пока не придумаем, как с ней быть. К счастью, в прошлом у нас был опыт взаимодействия с ранеными животными, некоторые из нашей команды работали с реабилитационными центрами, а еще нас подстраховывали профессиональные рейнджеры. Критичными для попавших в стрессовую обстановку антилоп считаются первые несколько суток — если они выживают в первые 72 часа, значит, появляется шанс их выходить.
Нашей задачей стало обеспечить дукера безопасным и комфортным местом, научить ее есть и ходить в туалет. На первых порах единственным подходящим питанием было козье молоко, так что мы каждое утро заказывали из деревни свежую порцию. Пугливая малышка не выходила сама на улицу, нам пришлось выносить ее на руках, давать ей находиться на свежем воздухе и контролировать все естественные процессы. А еще у нее появилось имя — Ньяси (Nyasi). На суахили это слово значит «трава».
К счастью, наша малышка, в отличие от многих других антилоп в похожей ситуации, выжила. Она чувствовала себя прекрасно, у нее был хороший аппетит и любопытный характер. Постепенно Ньяси начала изучать пространство дома и осваивать движение по ступенькам — это один из самых сложных этапов для диких животных. Но гулять вокруг дома она пока не решалась. Приходилось вечерами — дукеры считаются по большей части ночными животными — провоцировать ее на прогулки и исследование окружающего пространства.
На территории отеля есть отдельно стоящий дом, окруженный забором и густой зеленью. Мы обезопасили эту зону, проверили целостность забора, запретили сотрудникам пускать на территорию собак и других животных. Именно эта зеленая зона и стала пристанищем юной самки дукера. Нам предстояло заботиться о ней как минимум в ближайшие полгода, пока она не окрепнет и полностью не перейдет на самостоятельный поиск и добычу пищи.
Мы разработали график дежурств и создали отдельный чат в мессенджере, чтобы не пропускать время кормления Ньяси. Почти все из нас периодически, выискивая время между работой, брифингами и отправками групп на Килиманджаро, заскакивали к антилопе, чтобы покормить ее молоком из бутылочки с соской. По вечерам, когда естественная активность антилопы повышалась, мы гуляли с Ньяси по территории. Первое время она всего боялась и несколько раз забивалась в углы, заросшие кустами. Тогда мы организовывали поисковую операцию и находили нашу малышку, прячущуюся в кустарнике и изучающую разные виды трав. В такие моменты она полностью оправдывала одно из своих названий — кустарниковая антилопа.
Животным-компаньоном для растущего дукера стал кот Мико. Когда-то этот кот с частично обрезанным левым ухом пришел к нам из деревни, да так и остался с нами. Мико сопровождает по утрам отправляющиеся в экспедиции группы, умиляет своим видом гостей отеля и зорко следит за периметром подответственной ему зоны, не позволяя ни другим котам, ни даже собакам заходить на территорию Aishi Machame Hotel.
Наш кот и юная антилопа подружились, проводя много времени вместе. Это популярная практика в процессе реабилитации животных — восстанавливающемуся животному подбирается компаньон, не обязательно того же вида. Кот стал идеальным напарником дукера. Именно Мико ответственен за первые прыжки Ньяси через кусты. Наблюдать за играми этих двоих было настоящим удовольствием.
Антилопа быстро росла, у нее проявлялись черты сильного характера. Иногда она настойчиво требовала еды, не в силах терпеть лишней минуты — юная дукер разбегалась и изо всей силы била головой кормящего менеджера прямо в бок, под ребра. Не всем это давалось легко, хрупким девушкам было немного больно. Что ж, оставалось только радоваться, что у самок кустарникового дукера, в отличие от некоторых других видов антилоп, не растут рожки.
Всегда ли всё было без происшествий? Как сказать. Однажды, когда Ньяси была еще совсем малюткой, она оступилась и упала в маленький бассейн для пресноводных черепах. Мы услышали всплеск и быстро вытащили неуклюжее животное из воды. Пару раз наша озорница под вечерним покровом выбегала за огороженную территорию, пользуясь приоткрытой калиткой. Мы быстро находили ее и возвращали в безопасное пространство. Как-то ночью нас напугало такое происшествие — соседские собаки вырыли под забором подкоп и пробрались на территорию Ньяси. К счастью, самый чутко спящий из нас проснулся, увидел в окне опасную обстановку и спас антилопу, прогнав хищников.
Чьего присутствия на нашей закрытой зеленой территории мы никак не можем избежать, так это бушбейби и голубых мартышек. Эти активные обитатели сельской Танзании практически не боятся людей, не спрашивают разрешения на визиты и, перепрыгивая с дерева на дерево, чувствуют себя совершенно вольно во всем Мачаме, в том числе на территории отеля. И если гостям нравится наблюдать за этими зверьками, снимая их на видео, то постоянно живущие здесь сотрудники Altezza Travel порой устают от проказ мартышек. Они громко стучат по крышам, через окна и двери забираются в наши дома, иногда воруя еду, а еще из исключительно хулиганских побуждений сбрасывают с веревок сохнущую одежду, бросаются фруктами и совершают другие мелкие пакости.
Как ни странно, Ньяси подружилась с мартышками, частыми гостями на ее территории. Но мы не всегда были так уж рады их совместным играм. Мартышки научили Ньяси повреждать кусты и цветы и ломать всё, до чего только можно дотянуться. Не то чтобы это было большой проблемой, мы всё же скорее радовались, что антилопа умеет взаимодействовать с другими животными и даже получает от этого удовольствие.
Когда нашей питомице хотелось уединиться, она могла сделать это в любой момент — мы построили для нее домик на платформе и с крышей, защищающей от дождя. И сама крыша, и пространство внутри были покрыты сухой травой для тепла и звукоизоляции. Внутри всегда горела большая лампа, дающая тепло и излучающая не раздражающий свет красного цвета. Мы даже не знаем, кто провел в этом домике больше времени, Ньяси или Мико. Внутри было очень уютно: тепло и мягко. Признаемся честно, среди нас не осталось людей, которые бы удержались от того, чтобы лично проинспектировать домик антилопы и провести там немного времени, свернувшись калачиком.
Шло время, и наша девочка, став почти самостоятельным подростком, ела всё меньше молока. В ее рационе росло количество травы, листьев и цветов. В естественной среде это типичная еда кустарниковых дукеров. Они даже не пьют воду, получая ее из сочных растений. Мы развесили на территории соляные катушки для животных, чтобы она потребляла достаточно минералов и оставалась здоровой — всё-таки пространство вокруг было ограничено, и не все нужные виды растений были доступны Ньяси. Хотя мы и подсаживали те травы, которые ей нравились больше всего.
Самым любимым лакомством Ньяси были розы. Она обожала эти цветы, съедая их полностью. Сначала обглоданными оказались все нижние части розовых кустов, а потом мы начали специально приносить ей угощение, скармливая по 2–3 цветка за раз. Она отрывала лепесток за лепестком, после чего съедала сердцевину бутона, при этом активно жуя и явно наслаждаясь гостинцем. Праздники в отеле, после которых оставалось множество цветочных букетов, были праздниками и для нашей антилопы. Но при этом она никогда не переедала — съев пару-тройку роз, она отворачивалась и весело убегала по своим делам, задорно перепрыгивая через кусты. Да, юная Ньяси стала очень активной и самостоятельной.
Мы всегда держали в уме, что эта самка обыкновенного дукера не домашнее животное, к которому можно привыкать или позволять ей привыкать к кому-то из нас. Как бы мы ни любили нашу Ньяси, мы точно знали, что придет время попрощаться и вернуть окрепшее животное обратно в большую природу. Да, порой она любила подойти близко и напроситься на поглаживания, но правила ответственного и этичного обращения с дикими животными требуют ограничивать себя в подобном поведении.
Итак, прошло полгода, настало время найти подходящее место, куда можно выпустить подросшую антилопу, учитывая ее опыт. Это должна быть привычная для животных этого вида среда, достаточно безопасная для того, кто в раннем возрасте потерял родителей, способных научить ориентироваться в дикой среде, избегать врагов и добывать ресурсы. Человек никогда не заменит животному родителя. Еще один важный аспект — место должно быть достаточно удалено от поселений людей, учитывая отношение местных жителей к антилопам и высокую толерантность к людям, выработанную у Ньяси за время ручного вскармливания.
Такое место долго не находилось. Ближняя часть килиманджарского леса находится слишком близко к деревням, и высока вероятность, что доверчивая антилопа придет к людям. Дальняя часть леса полна хищников и не подходит для этого вида, там обитают лесные виды антилоп. Небольших лесов с кустарниковыми рощами поблизости нет, а везти дукера в клетке куда-то далеко — слишком большой стресс для этого животного. Мы расспрашивали всех, кто владеет информацией, но место всё не отыскивалось.
Мы и не заметили, что с появления у нас антилопы прошел год. Наконец нашлась перспективная локация — большая территория частного заповедника недалеко от Аруши. Там живет много копытных, в первую очередь, антилопы разных видов, в том числе мелкие и даже карликовые. Есть и другие представители обыкновенного дукера. А вот хищников там нет. Решено — Ньяси отправится жить в заповедник Kilimanjaro Golf and Wildlife.
Релиз годовалого кустарникового дукера, которого команда Altezza Travel спасла от неминуемой смерти и приютила на период взросления, был назначен на 16 марта 2023 года. Перевозка антилопы прошла спокойно, Ньяси почти не нервничала. На новом месте ее встретили владельцы гостевых домов, заботящиеся о содержащихся в заповеднике животных. Они подтвердили, что естественная безопасность Ньяси обеспечена, а на территории в изобилии растут ее любимые цветы и травы.
Наша антилопа начала исследовать просторы заповедной зоны и знакомиться с сородичами. Пока мы беседовали с владельцами заповедника, Ньяси еще несколько раз возвращалась и снова убегала к другим животным. Кажется, ей понравился ее новый дом.
Мы рады, что смогли помочь еще одному животному. И должны признаться, что крохотная антилопа многих из нас научила сочувствию и умению заботиться, интересоваться природой и жизнью животных. Это лишь одна из многих историй про Altezza Travel и животных, но для нас она особенная. И как бы грустно нам сейчас ни было, мы рады, что у дукера-сироты всё хорошо.
Беги, Ньяси! Время исследовать новые места.