mobile rating
#1 Туроператор в Танзании

Народ Хадза: современные первобытные люди из Танзании

counter article 12650
Рейтинг статьи:
Время на чтение: 8 мин.
Сафари Сафари

Раннее утро. Четверо мужчин бегут по африканской саванне, окрашенной рассветными лучами в розовый цвет. На головах у них яркие повязки, а на плечах шкуры животных — трофеи прошлой удачной охоты. Рядом трусят небольшие длинноногие собаки. И люди, и животные сосредоточенно смотрят по сторонам, стараясь заметить малейшее шевеление в кустах.

Внезапно один из охотников останавливается, быстрым движением натягивает тетиву, и выпускает стрелу. Она попадает в цель — маленькую птицу, напоминающую попугая. Охотник закрепляет добычу на поясе и бежит дальше.

В течение получаса мужчинам удаётся подстрелить ещё одну птицу и пару белок. Этого явно недостаточно, чтобы накормить племя. Нужно выследить животное покрупнее.

Вдруг один из мужчин замечает следы, которые ведут к груде больших валунов. Там кто-то прячется. Охотники подзывают собак и дают им команду исследовать валуны. Юркие собаки залезают в расщелину и заливаются победным лаем. Добыча обнаружена! Криками и улюлюканьем охотники выгоняют жертву из укрытия и подстреливают. Это белохвостый мангуст, мяса которого хватит и людям, и собакам. На сегодня охоту можно заканчивать.

Кажется, что описанная сцена произошла тысячелетия назад, когда землю населяли кочевые племена охотников и собирателей. Но это XXI век, современная Танзания, племя Хадза.

Как открыли племя Хадза

Начать рассказ о народе Хадза я хотела бы с места их обитания. Племя живёт на севере Танзании, около озера Эяси. Хадза были изолированы от остального мира, и поэтому сохранили быт и культуру времён охотников и собирателей.

Первое упоминание о племени Хадза относят к 1897 году, то есть к периоду колониального раздела Африки европейскими государствами. В то время территория современной Танзании, где живут Хадза, досталась Германии. Поэтому первыми быт племени изучали немецкие исследователи: лингвист и антрополог Отто Демпвольф и географ Эрих Обст. Последний прожил прожил с племенем несколько недель и оставил подробное описание их быта.

В конце 1930-х годов другой немецкий исследователь, Людвиг Коль-Ларсен, при поддержке Немецкого научно-исследовательского общества отправился в экспедицию в восточную Африку. Он был врачом и антропологом-любителем, который изучал первобытные народы.

Коль-Ларсен был членом Нацистской партии и поддерживал её идеи. В своих исследованиях он пытался доказать, что все люди имеют одинаковое происхождение, однако коренные жители Африки уступают европейцам и поэтому до сих пор ведут примитивную первобытную жизнь.

После окончания Второй мировой войны Людвиг Коль-Ларсен потерял свою научную должность. Современное научное сообщество не признает его выводов.

Активные исследования жизни племени продолжились в 1960-х годах. Народ Хадза посещали антропологи, лингвисты, генетики и учёные других специальностей. Они изучали быт, традиции, социальный уклад и уникальный язык Хадза.

Хадза — люди, уклад жизни которых не изменился за 10 000 лет

Хадза не имеют постоянных лагерей и ведут кочевой образ жизни

На сегодняшний день численность народа Хадза — порядка 1200-1300 человек. Они живут группами по 20-30 человек. Во время длительных переходов или засухи могут собираться более крупными общинами в 100-150 человек.

Внутри групп почти нет иерархии в современном понимании слова. Хадза с уважением относятся к пожилым членам племени и прислушиваются к мнению самого удачливого охотника. Однако значимых статусных различий нет. Мужчины и женщины равны. В случае конфликта его участники могут перейти в другую группу. Из-за этого группы нестойкие и часто распадаются.

Хадза — кочевое племя. В сезон дождей они могут селиться в пещерах, но большую часть года обитают в хижинах. Они делают каркас из веток и покрывают его сухой травой. При необходимости племя переселяется на новое место. Например, если на охоте удалось подстрелить буйвола или жирафа, Хадза с лёгкостью перенесут лагерь поближе к добыче, чтобы не тащить тяжёлую тушу.

Главный источник еды племени — охота и собирательство

Хадза едят мясо, корнеплоды, плоды баобаба, ягоды и мёд. Причём рацион может меняться в зависимости от времени года. В засушливый сезон животные собираются у немногочисленных источников воды, и охотникам удаётся добыть больше мяса. В сезон дождей приходится полагаться в основном на растительную пищу.

Хадза очень любят мёд за сладкий вкус и питательность. Часто он составляет до 20% дневного рациона. Невероятно интересным мне показался способ Хадза искать диких пчёл и добывать мёд. Членам племени помогает птица — большой медоуказчик. Она находит улей и специальным призывным криком ведёт к нему человека. Когда охотник за мёдом выкуривает пчёл и забирает мёд, птице достаётся воск и другие остатки разорённого гнезда, которыми та питается.

Добычей мёда и охотой обычно занимаются мужчины. Женщины собирают ягоды, плоды баобаба, корнеплоды, черепах, птичьи яйца. Они выходят на поиски еды группами, причём нескольких женщин должен сопровождать хотя бы один мужчина.

На охоте добывают ровно столько, сколько могут съесть

Народ Хадза охотится с помощью самодельных луков и стрел. Тетиву делают из сухожилий животных. Стрелы используют деревянные, с каменными наконечниками, которые обязательно покрывают ядом. Яд вываривают из коры деревьев. Если из лука удалось подстрелить крупную добычу, его украшают полоской, вырезанной из шкуры убитого животного. Так, самые «удачливые» луки становятся самыми яркими и красивыми.

Охотятся в племени Хадза только мужчины. Они начинают тренироваться еще мальчиками. Сначала в одиночестве выслеживают мелких животных: птиц, мышей, кроликов. На крупную добычу отправляются группами. Некоторые охотники берут с собой собак, однако это новый для Хадза приём, подсмотренный у других племён

Хадза охотятся каждый день. Пойманную добычу готовят и едят сразу, не возвращаясь в лагерь. Большая часть мяса достаётся охотникам. Если остались излишки, их отнесут в племя. Хадза не умеют заготавливать мясо впрок, и поэтому стараются добывать ровно столько, сколько способны съесть за день.

Вместе с Altezza Travel можно увидеть быт племени Хадза собственными глазами. Мы организовываем экспедиции к озеру Эяси с 2014 года. Во время них можно познакомиться с обычаями народов Хадза и Датога, а также понаблюдать за настоящей первобытной охотой. Мы не поощряем охоту как таковую, но уважаем традиции первобытных племён и стремимся сохранить их самобытность.

Семейный уклад Хадза напоминает современный

Как и жители современных городов, Хадза практикуют серийную моногамию. Проще говоря, живут парами и вместе воспитывают детей. Однако такие пары могут распадаться, после чего и мужчина, и женщина находят себе новых партнёров.

Дети, как правило, живут в одной хижине с родителями. Однако их могут также воспитывать бабушки, дедушки, тёти и дяди. Малышей до двух-трёх лет не оставляют без присмотра. Более старшие дети могут оставаться в лагере одни, пока взрослые занимаются добычей еды. С пяти лет дети сами собирают ягоды и корешки, обеспечивая значительную часть своего рациона.

После совершеннолетия молодые Хадза остаются жить в одной группе с родителями или переходят в другую — строгих правил тут нет.

Язык Хадза — уникальный язык с щелкающими согласными

Хадза говорят на уникальном изолированном языке. Это означает, что он не входит ни в одну из известных языковых групп. Помимо привычных для европейцев гласных и согласных, в языке Хадза используют хлопающие и щёлкающие звуки. Этим язык Хадза похож на другие кликающие африканские языки. Однако если посмотреть на карту, то станет понятно, что они распространены в основном на юге Африки, а племя Хадза живёт в восточной части континента. По этому и некоторым другим признакам лингвисты не считают язык Хадза родственным с другими африканскими языками.

У языка Хадза нет письменности, он существует только в устной форме и отражает образ жизни племени. Например, в нём есть несколько десятков разных слов для обозначения мёртвых животных, добытых на охоте.

A member of the Hadza tribe in Tanzania speaking their unique language which includes clicking
A member of the Hadza tribe in Tanzania speaking their unique language which includes clicking
197К просмотров, 1 год назад

Сегодня на языке Хадза говорит порядка 800 человек, то есть большинство взрослых Хадза. Молодёжь постепенно переходит на более распространённый в Африке суахили. Исследователи считают, что сохранить язык Хадза удасться до тех пор, пока племя будет жить традиционным образом.

Как внешний мир вмешивается в жизнь племени

После окончания Первой мировой войны территория Танзании попала под контроль Великобритании. Британское колониальное правительство пыталось обратить Хадза в христианство, заставить жить осёдлой жизнью и заниматься сельским хозяйством. Великобритания сделала две попытки организовать стационарные посёлки для племени Хадза в 1927 и в 1939 году. Обе потерпели неудачу: Хадза покидали поселения и возвращались к привычному кочевому образу жизни.

Третью попытку изменить быт Хадза предприняло правительство Танзании в 1965 году. Народ Хадза под вооружённым конвоем согнали в деревенское поселение, где миссионеры построили школу и больницу. Из-за непривычной жизни в замкнутом пространстве в посёлке вспыхнула эпидемия респираторных инфекций и кори. Многие Хадза умерли, остальные вскоре покинули поселение.

Попытки изменить образ жизни Хадза делаются до сих пор. Часть людей действительно становятся земледельцами, но большинство выбирают привычные охоту и собирательство.

У современных Хадза есть возможность ходить в школу. Некоторые семьи отправляют своих детей учится грамоте, другие считают это бесполезным. Большинство жителей племени остаются жить в нём, и поэтому умение охотится, добывать мёд и строить хижины для них важнее, чем владение английским и суахили.

Как Хадза сохранили свою территорию

Для полноценной жизни кочевому народу нужны обширные территории. Раньше Хадза занимали земли вокруг бассейна озера Эяси в центральной части Рифтовой долины и на соседнем плато Серенгети. В последние годы их территория обитания уменьшается. Западные земли Хадза теперь являются частным охотничьим заповедником, и охота для племени там запрещена.

Часть долин в прошлом непригодных для животноводства из-за мухи цеце, сегодня заняты пастухами Датога. На пастбищах крупного рогатого скота пропадают ягоды и коренья, которыми питаются Хадза. А крупные водопои для сельскохозяйственных животных иссушают мелкие источники, которые раньше использовало племя.

Чтобы защитить свою среду обитания, в 2011 году представители племени Хадза заявили о праве на территории на основе Права проживания. Теперь они официально владеют 57 000 акров земли в Танзании.

Почему племя привлекает туристов

Сегодня племя Хадза продолжает привлекать исследователей и туристов со всего мира. Например, учёные заметили, что образ жизни африканских охотников и собирателей помогает им дольше оставаться здоровыми. И теперь пытаются выяснить, как это использовать для улучшения качества жизни современных горожан.

Племя Хадза продолжают активно исследовать антропологи. Например, антрополог и специалистка по этологии человека Марина Бутовская регулярно посещает племя и живёт с народом Хадза по несколько недель. Она рассказывает, что кажущийся на первый взгляд примитивным первобытный образ жизни настолько привлекателен, что к Хадза регулярно присоединяются представители других африканских народов. Они быстро вливаются в племя и называют себя Хадза, хотя по происхождению ими не являются.

Племя Хадза также привлекает туристов и блогеров. Например, американский актер и музыкант Дэвид Чоу некоторое время жил с племенем, чтобы перезагрузиться и избавиться от зависимостей современного мира. Он рассказал, что первое время не мог погрузится в первобытную жизнь в полной мере: спал в палатке и ел современную походную еду. Но потом он решил, что играет не по правилам и стал ходить на охоту, спать в пещере и есть из общего котла. Постепенно он почувствовал себя гораздо спокойнее и умиротвореннее.

Хадза гостеприимно встречают туристов. Однако активный контакт с внешним миром постепенно меняет их уклад жизни. Вместо традиционных набедренных повязок жители племени носят шорты и футболки, выменянные у посетителей. Они не ценят деньги, но с удовольствием принимают другие дары, в том числе алкоголь. Поскольку в традиционным рационе Хадза не было алкогольных напитков, это становится большой проблемой.

Опубликовано 10 марта 2024 Обновлено 4 ноября 2024
Об авторе
Дорис Лемнге
Дорис - менеджер Altezza Travel. Семья Дорис - потомственные гиды на Килиманджаро. Ее отец стоял у истоков развития индустрии. Подробнее
Добавить комментарий
Спасибо за комментарий!
Спасибо за комментарий!
Он появится на сайте после проверки

Другие интересные статьи

Спасибо!
Мы получили вашу заявку
Если у вас есть вопросы, свяжитесь с нами в WhatsApp
Ошибка
Извините, что-то пошло не так
Пожалуйста, свяжитесь с нами по WhatsApp и мы ответим в самое ближайшее время
Cвяжитесь с нами
Наша команда всегда готова помочь
RU
Предпочитаю:
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.