Говорят, путешествие в Танзанию подобно возвращению к истокам человечества. Страна славится своей неповторимой дикой природой и великолепными пляжами, но помимо этого Танзания — одна из самых разнообразных в культурном плане стран мира. Здесь живут высокие и статные кочевники масаи, хадза — охотники с древними традициями, стойкие и свободолюбивые хехе, талантливые мастера маконде, а также торговцы и фермеры чагга. У каждого из племен Танзании свой уклад жизни, но все они гармонично сосуществуют, создавая единую Танзанию.
Сколько племен в Танзании?
В Танзании насчитывается более 120 различных племен, которые широко представлены по всей стране. Нигде больше в Африке не найдется такого этнического многообразия. Каждое племя говорит на своем уникальном языке и имеет собственные традиции и обычаи.
Большинство племен, проживающих в Танзании, могут проследить свои корни до народа . Коренные жители Центральной Африки — банту — постепенно мигрировали на восток, юг и запад в течение тысячелетий, разделяясь на разные племена.
Мы составили небольшой список из нескольких интересных и влиятельных племен, чтобы познакомить вас с культурным разнообразием современной Танзании.
Сукума
Племя сукума, народность группы банту, представляет самую большую этническую группу в стране, примерно 16% от общей численности населения Танзании. Сукума проживают на севере страны и в южной части побережья озера Виктория.
Сукума в основном заняты сельским хозяйством, их экономическая деятельность тесно связана с регионом вокруг озера Виктория. Здесь они выращивают сорго, кукурузу, просо, разные виды земляных орехов, сладкий картофель, маниок, горох, рис (последний преимущественно в западных и южных районах), из технических культур — хлопок и кунжут.
Скотоводство также играет важную роль в хозяйстве, сукума известны разведением крупного рогатого скота. Часть продуктов скотоводства потребляется в семье, особенно молоко и взбитое масло, а часть продается – в первую очередь это касается кожи. Вырученные средства используются для уплаты налогов или обмена на зерно. Коровы, козы и овцы для сукума — это не только источник дохода и пропитания, но и культурный символ, обозначающий богатство и социальный статус.
Культура сукума богата музыкальными и танцевальными традициями, среди которых особенно выделяется танец «Бугобобобо» (или просто «Нгома»). Это красочное представление — ключевой элемент торжественных мероприятий и церемоний сукума. Музыка и танцы служат средством передачи историй, верований и мудрости предков из поколения в поколение.
Сукума традиционно почитали духов предков, веря, что они оберегают здоровье живых членов семьи. Однако в настоящее время многие из них исповедуют христианство. Кроме того, сукума известны использованием растений и животных в традиционной медицине, считая их более эффективными по сравнению с западными лекарствами.
Сукума — преимущественно матриархальное общество, хотя полигамия все еще обычная практика среди многих его представителей.
Сукума делятся на две отдельные группы — кимакия и кисомайо, — которые говорят на языке сукума и на суахили. Они тесно связаны с ньямвези, с которыми живут по соседству и имеют некоторые общие культурные особенности.
Ньямвези
В Танзании ньямвези — вторая по численности этническая группа после сукума. В настоящее время около 2 миллионов танзанийцев считают себя ньямвези. Члены племени проживают на равнинах в регионах Табора, Шиньянга и Мванза. Название, «ньямвези», означает «народ луны» — это свидетельствует об их древних традициях поклонения луне.
Когда-то большинство представителей этой группы жили в тесном соседстве в небольших деревнях, но в XIX и XX веках многие группы внутри племени расселились по разным населенным пунктам. Хотя их язык, обычаи и традиции имеют общие корни с языком, обычаями и традициями сукума, у ньямвези сложились собственные культурные особенности.
Так, на народ ньямвези с течением времени оказали влияние ислам и христианство, однако их религиозные верования, основанные на почитании луны, духов и предков, остались неизменными. В традиционном обществе ньямвези духи предков играли ключевую роль в повседневной жизни. Считалось, что предки обладают силой положительно или отрицательно влиять на живых, и различные ритуалы и формы поклонения были направлены на умиротворение этих духов.
Как и многие племена, большинство ньямвези зарабатывают деньги продажей сельскохозяйственных культур, два самых популярных продукта из которых – это рис и сорго.
Чагга
Чагга — третья по численности этническая группа в Танзании. Они проживают на южных склонах гор Килиманджаро и Меру. По некоторым оценкам, численность чагга составляет более 1,5 миллионов человек. Чагга относятся к народам банту и занимаются преимущественно земледелием и скотоводством.
В каждом традиционном доме чагга есть большой домашний сад, где они выращивают широкий спектр культур, таких как кофе, бананы и другие фрукты: апельсины, лимоны и авокадо, а также сахарный тростник, цветы, овощи и некоторые традиционные травы. Многие семьи также держат коров и кур. Семьи обычно живут в одноэтажных бетонных домах с крышами из гофрированного железа. Чагга практикуют традицию, известную как «кихамба», согласно которой земельный участок передается из поколения в поколение по мужской линии.
Сегодня нехватка земли изменила экономическую структуру племени. Многие чагга теперь работают по найму в крупных городах, но все еще выращивают кофе как товарную культуру. Благодаря доступу к плодородным вулканическим почвам Килиманджаро и эффективным методам ведения сельского хозяйства, чагга стали самыми богатыми из всех племён Танзании. Хотя они выращивают и другие культуры, именно кофе сорта арабика приносит большую часть доходов племени.
Благодаря своему географическому положению, многие чагга работают гидами и носильщиками для туристов, пытающихся покорить местные вершины. Например, их можно встретить во время восхождения на Килиманджаро.
Масаи
Племя, которое стало в некотором роде символом Танзании, — это масаи. По оценкам, около 800 000 представителей этого племени проживают в Северной и Центральной Танзании. Если учесть масаев, которые живут за границей, в Южной Кении, то их количество превысит миллион человек.
Масаи в основном занимаются скотоводством и разведением крупного рогатого скота, едят мясо и молоко, которое производят сами. При этом многие масаи также работают в сфере туризма.
Несмотря на то, что их исконные земли были превращены в национальные парки и регион стал популярным местом для туризма, масаи все еще сохраняют свои традиции и обычаи. Они продолжают проводить зажигательные танцы, исполнять песни и участвовать в традиционных обрядах посвящения. Многие женщины украшают свои тела и растянутые мочки ушей замысловатой вышивкой бисером.
Большинство групп по-прежнему живут в краалях — деревнях, дома в которых расположены по кругу, в центре которого находится загон для скота. Краали окружены забором из колючек акации, чтобы защитить скот от нападения львов.
Важность крупного рогатого скота, коз и овец в жизни масаев невозможно переоценить: они служат не только источником пропитания, но и показателем социального статуса. Наличие крупного рогатого скота и детей — два самых важных аспекта жизни для масаев, а традиционная молитва переводится как «Пусть Создатель даст нам скот и детей».
Масаи — монотеисты, верящие в единого Бога, Энгаи, который может быть как добрым, так и злым. На севере Танзании, к югу от озера Натрон, находится священный для масаи вулкан Оль-Доиньо-Ленгаи, иначе известный как «Гора Бога». Племя масаи приходят к вулкану, чтобы обратиться к богу с молитвами об избавлении от текущих бедствий, а также о лечении болезней или бесплодия. На Гору Бога можно совершить восхождение, но для этого путешественникам нужно быть хорошо подготовленными – маршрут непростой и предполагает крутой подъем.
Масаи говорят на нилотском языке, известном как маа, хотя большинство также говорит на суахили.
Хадза или Хадзабе
Хадза — одно из последних сохранившихся на нашей планете племен охотников-собирателей. На родине племени, между озером Эяси и плато Серенгети, осталось менее 1500 представителей хадза. Потомки коренных танзанийцев, они живут в этом регионе уже тысячи лет, ведя образ жизни, удивительно похожий на образ жизни их предков.
Не имея домашнего скота или сельского хозяйства, члены племени ханза начинают большинство дней с охоты и собирательства. Они придерживаются простой диеты, которая, по их мнению, и есть ключ к их здоровью. Обычно охотятся мужчины, чтобы принести домой мясо и мед. Женщины и дети собирают фрукты, ягоды и коренья.
Один из самых удивительных аспектов племени хадзабе – их уникальный язык, который не связан с другими языками племен этого региона. Люди хадза общаются, сочетая слова и щелкающие звуки.
Почитать подробнее о жизни хадза можно здесь, а познакомиться с членами племени лично – отправившись в экспедицию к озеру Эяси.
Маконде
Племя маконде проживает на юго-востоке Танзании. Сегодня более миллиона человек в стране считают себя маконде. Стремясь сохранить свои проверенные временем традиции, маконде держатся в стороне от других общин региона.
В течение XVIII и XIX веков группы маконде мигрировали на север из Мозамбика через границу Танзании. Они бежали из Мозамбика, чтобы не жить под колониальным господством и не быть захваченными арабскими работорговцами.
Сельское хозяйство играет ключевую роль в жизнеобеспечении маконде; кассава и кукуруза – одни из самых прибыльных культур, которые они выращивают. Однако деревянные резные фигурки, пожалуй, самый известный их товар. Многие представители общины маконде овладели мастерством обработки и гравировки по дереву, создавая впечатляющие маски, практичные инструменты и церемониальные шлемы.
Искусство резьбы в племени передавалось от отца к сыну, и молодые люди изучали технику резьбы во время церемоний посвящения. Многие резчики изготавливали функциональные предметы утвари, но более художественно одаренных просили создавать ритуальные маски-шлемы, называемые «мапико», и фигурки для священных обрядов. Хотя они и были матрилинейными сообществами, резьба для маконде – традиционно только мужское занятие, и техника работы держалась в секрете от женщин племени.
Творения этих талантливых резчиков по дереву — больше, чем просто ремесло, они – неотъемлемая часть культуры и традиций этого консервативного племени. Деревянные фигуры используются не только во время праздников, но и передаются из поколения в поколение как семейные реликвии, часто изображая аспекты истории и духовности маконде.
Туристам обычно не разрешается посещать местные деревни маконде, поэтому многие резчики переехали на север, чтобы продавать свои изделия в более оживленных частях страны. За работой мастеров можно понаблюдать на ремесленных рынках в Аруше и Дар-эс-Саламе.
Известные своим индивидуализмом, сопротивлением рабству и колониализму, а также культурными практиками скарификации и подпиливания зубов, народ маконде получил прозвище «гневные». Маконде не только выглядят грозно, но и славятся как свирепые воины.
Хехе
Племя хехе или вахехе на языке суахили, известное своей стойкостью и воинственными традициями, доминирует в регионе Иринга на юге центральной части Танзании.
Исторически сложилось так, что хехе образовались из нескольких более старых общин в XIX веке, объединившись под руководством своего знаменитого вождя — Мквавы. Это объединение было прежде всего направлено на то, чтобы противостоять внешним угрозам, особенно со стороны работорговцев и европейских колонистов.
Хехе одержали победу над немецким отрядом 17 августа 1891 года в Лугало и продолжали сопротивление в течение семи лет под предводительством вождя Мквавы. Этот элемент их культурного наследия примечателен и памятен даже сегодня.
В социальном и экономическом плане народ хехе занимается в основном земледелием и животноводством.
Хайя
Народ хайя, проживающий на северо-западе Танзании, имеет богатую историю, которая насчитывает более 2000 лет. Хайя известны своими передовыми навыками обработки железа: в доколониальные времена они производили высококачественную сталь, используя методы предварительного нагрева, которые опережали свое время. Их культура тесно связана с ресурсами озера Виктория, рядом с которым они проживают.
Хайя повезло с плодородными землями, которые они использовали для культивирования и формирования своего образа жизни. Сельское хозяйство, особенно выращивание бананов, составляет основу экономики и жизненного уклада хайя.
В племени хайя главенствует патриархальная социальная структура. Семьи живут в сплоченных общинах, которые называются кланами. Каждый клан возглавляет вождь, который играет важную роль в поддержании порядка и разрешении конфликтов внутри общины. В племени хайя очень сильны семейные узы: часто расширенные семьи живут вместе в поселениях, состоящих из нескольких домохозяйств.
Народ хайя имеет богатое духовное наследие, и традиционные верования занимают центральное место в их повседневной жизни. Они верят в присутствие духов предков, которые присматривают за общиной и защищают ее. Чтобы задобрить и почтить этих духов, хайя проводят сакральные ритуалы и церемонии.
Сегодня хайя вызывают интерес не только своей богатой историей, но и культурными традициями, в частности, танцами. Традиционные танцы хайя отличаются сложными ритмами ног и исполняются танцорами в традиционных нарядах — травяных юбках и с погремушками на лодыжках. Также неотъемлемая часть культуры хайя – это пение.
Иракв
И, наконец, племя иракв, проживающее в прохладных высокогорных районах на севере центральной части Танзании. Большая часть населения иракв сосредоточена на плато Мбулу, между озером Маньяра и озером Эяси. Численность племени оценивается примерно в 350 000 человек. Считается, что иракв пришли из Эфиопии в Танзанию примерно в XVI веке. Осев в рифтовой долине, они занялись земледелием и скотоводством.
Народ иракв развил свою уникальную культуру отчасти благодаря тому, что сохранил свой особый кушитский язык, который отличается от преобладающих в Танзании языков банту, нилотских и койсанских.
Большинство представителей племени иракв живут за счет сельского хозяйства. Они выращивают кукурузу, бобы и просо, которые потом попадают на их собственные кухни и в местную экономику. Кроме того, члены племени занимаются скотоводством: разводят коров, коз и овец.
Племя иракв известно и своими навыками в области керамики и ткачества. Они создают функциональную керамику, включая кастрюли, сервировочные блюда и кувшины в классическом стиле. Также они используют местные материалы, такие как сизаль и пальмовые листья, для изготовления корзин и циновок.
Народ иракв глубоко верит в высшую силу, которая ответственна за создание вселенной. Вера в постоянное влияние умерших на живых и поклонение предкам занимает центральное место в их культуре.
Этот список ни в коем случае не охватывает все племена Танзании, но мы постарались упомянуть некоторые из самых многочисленных и интересных. Повседневная жизнь в Танзании формировалась под влиянием обычаев и верований каждого племени, что позволило стране сохранить свою идентичность, несмотря на постоянно меняющееся и модернизирующееся общество. Будь то мегаполис Дар-эс-Салам или глубины Серенгети — путешествуя по Танзании, вы обязательно это заметите.