Отправляясь в путешествие в Африку, важно организовать социально ответственную поездку. Например, в экспедициях на Килиманджаро задействованы местные носильщики-портеры. От того, какую компанию вы выберете в качестве туроператора, зависит, внесете ли вы вклад в развитие местного сообщества или ненамеренно поучаствуете в неэтичной эксплуатации местного населения.
Расскажем о том, как устроена работа и жизнь носильщиков на Килиманджаро и об ассоциации, занимающейся улучшением условий их работы.
Что такое KPAP
В городе Моши, крупнейшем в регионе Килиманджаро, находится офис организации Kilimanjaro Porters Assistance Project, или сокращенно KPAP. На русский язык название можно перевести как «Проект, направленный на помощь носильщикам Килиманджаро». Это независимая общественная организация, которая работает над защитой прав портеров-носильщиков и других членов горных команд.
Эта организация появилась в 2003 году как специальная инициатива для Танзании. Создать ее предложила другая организация — International Mountain Explorers Connection (IMEC). Она, в свою очередь, существует с 1996 года и занимается помощью носильщикам в Непале. Ее организовал Скотт Диметроски, альпинист-любитель и бизнесмен, увлеченный проектами энергосбережения.
Занимаясь восхождениями в Гималаях, он обратил внимание, что непальские носильщики выполняют очень тяжелую работу, получая при этом несправедливо маленькую оплату. Условия их жизни, а также жизни их семей, которые полностью от них зависят, находятся на очень низком уровне, особенно на контрасте с обеспеченными туристами, приезжающими покорять гималайские вершины. Целями созданной им некоммерческой организации стали забота о повышении уровня жизни носильщиков и стремление к справедливым условиям их труда.
Эти же цели были перенесены в миссию помощи носильщикам на Килиманджаро. Основные задачи KPAP — это донесение до общественности информации о том, как живут мужчины и женщины, работающие портерами в экспедициях на Килиманджаро, а также постоянное улучшение условий их труда.
Мы в Altezza Travel полностью разделяем эти идеи, являемся аккредитованным членом Kilimanjaro Porters Assistance Project и стараемся идти дальше, вводя в нашей компании новые инициативы, благотворно влияющие на жизнь и работу портеров и других членов горных команд. О том, что мы делаем, чтобы повысить защищенность наших портеров, прочтите на нашей странице о гидах и портерах. О том, как мы распределяем чаевые — в статье об этике чаевых после восхождения.
А сейчас мы расскажем о том, как устроена Kilimanjaro Porters Assistance Project, как именно она оказывает влияние на портеров и их семьи, а также о том, как вы можете помочь жителям Килиманджаро, отправляясь на восхождение к вершине высочайшей горы Африки.
Что делает KPAP
Kilimanjaro Porters Assistance Project представляет собой организацию, в которой работает несколько человек в офисе в Моши. Также в KPAP работает около сотни собственных портеров, которые выступают в качестве проверяющих, участвуя в каждой экспедиции, отправляющейся на Килиманджаро. После спуска с горы портер-ревизор заполняет подробный отчет, из которого становится ясно в деталях, как была организована экспедиция. Добавим, что отчет действительно большой, он занимает 7 страниц.
Может ли компания-туроператор как-то повлиять на то, что напишет в отчете независимый портер? Нет, поскольку у него есть хорошая зарплата и во взятках он не заинтересован. К тому же, в каждой экспедиции участвуют разные портеры, так что если проблема есть, то она обязательно вскроется.
По результатам отчетов, заполняемых в течение полугода, каждой компании присваивается внутренний рейтинг. Стать партнером KPAP компания может только в том случае, если рейтинг равен 85% или превышает этот показатель. Если же рейтинг опускается ниже 85%, компания исключается из списка партнеров. Те компании, которые работают недобросовестно, эксплуатируют портеров и не являются партнерами организации, попадают в «черный список» в сфере туризма. Мы настоятельно не рекомендуем покупать тур на Килиманджаро у таких компаний.
Что же содержится в отчетах проверяющих портеров? Вот за чем KPAP пристально следит:
- зарплата портера не должна быть ниже минимального размера в 20 000 шиллингов в день;
- зарплата должна выплачиваться не позднее второго дня после завершения экспедиции;
- каждый портер во время экспедиции должен получать 3-разовое питание с достаточным количеством порций;
- палатки, в которых спят портеры, должны быть хорошего качества, спальных мест должно хватать на всех;
- вес переносимого одним портером груза не должен превышать 20 кг;
- на каждого восходителя должно приходиться не менее 3-х портеров (на маршруте Марангу не менее 2-х);
- компания должна обеспечивать прозрачное и справедливое распределение чаевых среди всех членов горной команды (портеры, гиды, повара);
- каждый портер должен иметь надлежащее снаряжение;
- в случае болезней или травм портер должен получить уход и медицинскую помощь.
Исполнение всех этих требований не является чем-то сложным, однако до сих пор около 70% экспедиций на Килиманджаро им не соответствует. Владельцы не желающих играть по правилам компаний говорят, что не хотят становиться партнерами KPAP по надуманным причинам, на деле же им выгоднее нарушать предъявляемые требования. А некоторые даже создают собственные ассоциации, деятельность которых имитирует защиту прав портеров, хотя на самом деле они служат ширмой для таких безответственных компаний-туроператоров.
Это основные стандарты, которые контролируются KPAP. Кроме того, обратиться в организацию может любой портер, сходивший в экспедицию с любой компанией. Если ему известно о плохом обращении с людьми или о плохих условиях, которые создает работодатель, он рассказывает об этом сотрудникам KPAP, и те связываются с компанией, чтобы разобраться в ситуации и устранить проблему.
Вообще-то, за 20 лет сделано много работы, которая реально повлияла на жизнь портеров Килиманджаро. В числе проделанной организацией просветительской работы:
- инструктаж по правам портеров для более чем 5000 человек;
- курсы английского языка (это важно в работе с иностранцами);
- семинары по управлению личными и семейными финансами, а также по контролю за общим бюджетом деревни;
- курсы по охране окружающей среды на горе Килиманджаро;
- сертификация по оказанию первой помощи.
Помимо этого KPAP помогает со снаряжением, одалживая его под залог тем портерам, которые не могут купить себе необходимую для экспедиций одежду и обувь.
Как стать партнером KPAP
Компании, работающие операторами восхождений на Килиманджаро, могут добровольно стать партнерами Kilimanjaro Porters Assistance Project. Это совершенно бесплатно и к тому же почетно — ответственные компании стремятся работать по правилам местного сообщества и получают репутационные бонусы, являясь партнерами KPAP.
Для включения в список партнеров надо подать заявку, пройти шестимесячный мониторинг и набрать рейтинг не ниже 85%, после чего поддерживать его для каждого сезона. При соблюдении всех условий организация включает компанию в список партнеров.
Например, мы являемся партнерами KPAP, и вы можете это проверить, перейдя на страницу сайта IMEC со списком аккредитованных в этом году компаний, выбрав страну «Танзания» и найдя компанию Altezza Travel в первых строчках списка.
Как видите, мы, работающие на Килиманджаро компании-операторы, никак не влияем на мнение KPAP. Мы не платим членских взносов, для нас участие в программе партнерства бесплатное.
Но если эта организация не коммерческая и не является инициативой государства, а содержится за собственный счет, откуда она берет деньги на зарплаты офисным сотрудникам и портерам, на аренду помещения, на операционные расходы, на проведение курсов и лекций для портеров, на приобретение снаряжения?
Kilimanjaro Porters Assistance Project существует исключительно на пожертвования. И ее сотрудникам сейчас не хватает средств для продолжения работы.
<Компания Altezza Travel поддерживает KPAP, выделяя из заработанных денег часть средств и направляя их как пожертвования от клиентов нашей компании — по 3 доллара с каждого восходителя, идущего на Килиманджаро с нами. Также мы просим о помощи для KPAP и вас.
Как помочь Kilimanjaro Porters Assistance Project
Вы можете пожертвовать напрямую KPAP через их сайты:
Обе ссылки приведут вас на страницу оформления пожертвования в платежной системе PayPal. На ваш выбор вы можете оформить разовый перевод средств или ежемесячное пожертвование, списываемое с вашей банковской карты.
Как вы наверняка знаете, второй способ в благотворительности предпочтительнее, поскольку организации проще планировать свою работу на несколько месяцев вперед, когда у них есть пусть небольшие, но постоянные переводы. Разовые пожертвования, какими бы крупными они ни были, не позволяют планировать устойчивое развитие. Однако в KPAP будут рады любым способам помощи.
Также вы можете оформить пожертвование через нас: на сайте Altezza Travel или в личном кабинете путешественника, если вы покупаете у нас тур. Мы переведем все ваши деньги на счет KPAP без взятия комиссий. Вы получите от нас детализацию перевода, а позже сможете отправить запрос в KPAP, чтобы убедиться, что ваши деньги дошли и используются по назначению.
Мы — за ответственный туризм
Почему важно принимать в этом участие? Речь идет об ответственном туризме, когда вы не только не наносите урона месту, в которое едете, и живущему там сообществу, но также оказываете помощь обычным людям из менее благополучной страны. Точно также для нас, как для компании-туроператора, важно быть партнером организации, защищающей права портеров.
Для нас это вопрос социальной ответственности, репутационного капитала и доверия к нашему бизнесу, который привлекает всё больше клиентов. К тому же, это просто соответствует нашим представлениям о ведении бизнеса. Для вас это ответственный туризм, этичное отношение к жителям Танзании, в гости к которым вы приезжаете, прямое влияние на уровень жизни портеров, а также их семей. Как правило, здесь в Килиманджаро один человек, работающий портером, обеспечивает еще 5–6 человек из числа родственников.
Когда вы хотите сэкономить на путешествии, купив дешевый тур, вы не только подвергаете себя опасности и соглашаетесь на худшие условия экспедиции для себя, но также наносите урон локальной экономике и помогаете недобросовестным туроператорам создавать худшие условия работы для портеров и По статистике, компании, не являющиеся партнерами KPAP, платят портерам на 70% меньше, чем компании, аккредитованные KPAP и соблюдающие правила этичного отношения к членам горных команд. А значит, их семьи и родные получат меньше еды, лекарств и возможностей достойно жить. Будьте ответственны, путешествуйте только с компаниями, которых аккредитовала KPAP.
К сожалению, у государства нет возможности контролировать бизнес, сложившийся вокруг восхождений на Килиманджаро, и чиновники не могут повлиять на компании, плохо обращающиеся с наемными работниками. Но на ситуацию можете влиять вы — достаточно путешествовать с ответственными туроператорами-партнерами KPAP и, по возможности, жертвовать организации Kilimanjaro Porters Assistance Project, в которой работают энтузиасты, делающие жизнь местного населения лучше.
Статистика последних лет
Опрос TUI Travel Sustainability Survey (2010): 61% путешественников считает важными для устойчивого туризма социальные вопросы и стандарты труда.
Журнал «Condé Nast Traveler» (2011): 58% читателей выбирают отель, который оказывает поддержку местному сообществу.
Nielsen Wire (2012): 46% опрошенных готовы доплатить за услуги социально ответственных компаний.
The Travel Foundation (2012): 55% респондентов считают, что компании должны придерживаться справедливых условий труда.
Booking.com (2020): 69% путешественников ждут от туриндустрии предложений с более устойчивым характером развития.
Statista (2021): 82% опрошенных считают важным выбирать гостиничный бренд, работающий ответственно.
Passport-Photo.Online (2022): 83% американцев испытывают чувство вины за прошлые путешествия, которые нельзя отнести к ответственному туризму.
Passport-Photo.Online (2023): 74% путешественников готовы доплатить за жилье, транспорт и другие услуги, если они приносят пользу местному сообществу и культуре.что всё больше путешественников выбирают те варианты, которые соответствуют ответственному туризму, включая экологичность, разумное потребление ресурсов и экономическую поддержку местного населения. Давайте будем ответственны перед танзанийцами, живущими и работающими на Килиманджаро, и вместе поможем организации KPAP, сделавшей уже так много за 20 лет и нуждающейся в дополнительной помощи сейчас, когда количество путешественников неуклонно растет с каждым годом.