Каждый из шести президентов Танзании сыграл ключевую роль в превращении молодой страны в стабильное государство с растущей экономикой.
26 апреля 1964 года Танганьика объединилась с Занзибаром, и на политической карте мира появилось новое государство – Объединенная Республика Танганьика и Занзибар. А уже 29 октября того же года страну переименовали в Объединенную Республику Танзания. Сегодня это одно из самых стабильных и безопасных государств Восточной Африки, куда ежегодно приезжают миллионы путешественников со всего мира.
От «отца нации» Джулиуса Ньерере и его социалистических экспериментов до современной политики открытости, экономического роста и туристического развития при Самии Сулуху Хасса – разбираем, как менялась страна при правлении разных президентов Танзании.
Джулиус Ньерере (1964–1985) – первый президент Танзании. Независимость и объединение
Джулиус Ньерере, простой школьный учитель, родился и жил в Танганьике, которая тогда была подмандатной территорией ООН, переданной под патронаж Великобритании. Фактически страной руководила британская колониальная администрация. Она контролировала администрацию, экономику и ключевые ресурсы; проводила политику, которая ограничивала права африканского большинства: сегрегация, низкие зарплаты, ограниченный доступ к образованию и политическим правам.
Очевидно, такой политический расклад не устраивал местное население, как и самого Ньерере. Поэтому получив университетское образование, он в 1954 году организовал политическую партию – Танганьикский африканский национальный союз (TANU). Ее участники ставили перед собой главной целью полную независимость от Великобритании. При этом важно подчеркнуть, что движение использовало ненасильственные методы. Партия устраивала массовые митинги и активно писала петиции в ООН.
К декабрю 1961 года движению все-таки удалось добиться результата – Танганьика получила независимость, хотя и сохранила британского монарха в качестве королевы Танганьики. Ньерере стал премьер-министром в соответствии с новой конституцией, а затем и первым президентом государства.
В декабре 1963 года Занзибар также обрел независимость и стал конституционной монархией под властью своего султана. Но африканское население, которое составляло большинство жителей архипелага, не могло позволить арабским эксплуататорам оставить за собой власть. И уже 12 января 1964 года началось восстание против султана – знаменитая Занзибарская революция.
Несмотря на ожесточенный характер революции, контроль над ней довольно быстро перешел к более демократической силе. И в конечном итоге в результате государственного переворота образовалось новое правительство во главе с Абейдом Амани Каруме – именно он и стал первым президентом Занзибара.
Практически параллельно с восстанием на Занзибаре в январе 1964 года началась забастовка армии – солдаты, в основном африканцы, требовали повышения зарплат, ухода британских офицеров и ускорения «африканизации» (замены европейцев на местных). Мятежники захватили казармы в Дар-эс-Саламе и даже попытались свергнуть правительство.
Для Джулиуса Ньерере это был удар – его собственная армия, унаследованная от колониальной эпохи, вышла из-под контроля. У него не было надежных сил для подавления бунта, поэтому он снова обратился за помощью к британцам. Он не хотел рисковать, особенно на фоне революции на Занзибаре, которая могла распространиться и на материк.
Британцы откликнулись быстро, и уже к концу января высадили десант. Они помогли подавить мятеж без больших потерь, но в то же время показали, что независимость не стерла британское влияние. После этих событий Ньерере начал «чистку» армии и сфокусировался на социалистических реформах, чтобы предотвратить новые бунты.
Дальше последовало объединение Танганьики с Занзибаром в апреле 1964 года – отчасти это было реакцией на все предшествующие события. Ньерере хотел стабилизировать ситуацию в регионе и создать единую страну. Так появилась Объединенная Республика Танзания.
Постепенно британцы отошли от военных дел страны, но экономические связи остались до сих пор – Танзания по-прежнему входит в Содружество наций. Джулиус Ньерере стал первым президентом новой страны и оставался на этом посту до 1985 года – ровно 21 год. Он правил дольше любого другого лидера в истории Танзании и считается «отцом нации» – Мвалиму («учитель» в переводе с суахили).
Политика Ньерере: «уджамаа» – африканский социализм
Главный акцент в политике Ньерере сделал на «уджамаа» («семья», «братство» в переводе с суахили) – свою версию африканского социализма. Идея была в том, чтобы вернуться к традиционным африканским ценностям, где люди живут и работают сообща, без частной собственности на ключевые ресурсы.
Ньерере провел коллективизацию сельского хозяйства. С 1967 по 1970-е годы миллионы танзанийцев переехали в небольшие деревни, где земля, инструменты и урожай – все было общим. Он также национализировал банки, крупные компании и производство на экспорт; ввел бесплатное начальное образование, активно занимался здравоохранением и борьбой с коррупцией.
В результате к 1980-м годам в каждой деревне Танзании была школа, а общий охват начальным образованием достиг почти 100%. Детская смертность снизилась, а медицина стала доступной даже в отдаленных поселениях.
С другой стороны, принудительная коллективизация принесла свои негативные плоды – люди потеряли мотивацию, урожайность упала. Производство кофе, хлопка, чая резко сократилось, и это сильно ударило по доходам с экспорта. К середине 1970-х в Танзании уже наблюдался дефицит товаров и были огромные внешние долги. А уже в 1980-х экономика страны пришла в глубокий упадок.
Как и почему Ньерере ушел с поста президента Танзании
В 1985 году, в возрасте 63 лет, Ньерере добровольно ушел в отставку. Он честно признал, что его социалистическая модель не сработала так, как он надеялся.
5 ноября 1985 года он передал власть Али Хассану Мвинийи – своему преемнику, который до этого занимал пост президента Занзибара. Тот сразу начал разворачивать политический курс в сторону либерализация экономики, приватизация и привлечение инвестиций.
Правление президента Танзании Али Хассан Мвинийи (1985–1995): конец «уджамаа» и начало либерализации
Али Хассан Мвинийи правил Танзанией ровно 10 лет. До своей политической карьеры он был учителем, а позже стал чиновником, занимал посты министра и вице-президента. Умер 29 февраля 2024 года в возрасте 98 лет. Его часто называют «Господин Разрешение», потому что именно он разрешил многое, что было запрещено раньше, например частный бизнес, импорт товаров, многопартийность.
В 1986 году Али Хассан Мвинийи ввел Economic Recovery Programme (ERP) – программу восстановления экономики при поддержке МВФ и Всемирного банка. Благодаря этому удалось провести девальвацию шиллинга, причем в несколько раз, отменить контроль над ценообразованием и отдать на приватизацию госпредприятия, а также начать привлекать внешние инвестиции. Активно развивалась и либерализация торговли – власти разрешили частный импорт, отменили монополию государства на экспорт кофе, чая и хлопка.
В результате производство и экспорт сельхозпродукции выросли, снова появились товары в магазинах, инфляция снизилась, экономика стабилизировалась. Можно сказать, что Мвинийи заложил основу для будущего роста страны. Несмотря на медленные темпы, но ВВП все же начал расти – около 3–4% в год к концу 1980-х – началу 1990-х.
Но конечно, было не все идеально. Например, сокращение социальных расходов привело к росту неравенства, безработице среди госслужащих, ухудшению доступа к бесплатному здравоохранению и образованию. К тому же страна снова пришла к экономической зависимости от МВФ и Всемирного Банка.
Но все-таки правление Мвинийи заложило основу для дальнейшего развития государства по примеру демократических стран. В 1992 году официально ввели многопартийность, и уже в 1995 году прошли первые многопартийные выборы. Сам же Мвинийи не стал нарушать конституцию и баллотироваться на третий срок, а власть перешла к Бенджамину Мкапе.
Бенджамина Мкапа (1995–2005) – третий президент Танзании. Ускорение либерализации и рост экономики
Бенджамина Мкапа оставался во главе государства два пятилетних срока. Он первым пришел к власти через многопартийные выборы, хоть и был представителем правящей в стране . До политической карьеры был журналистом и дипломатом, а позже – министром иностранных дел при Мвинийи.
Мкапа пришел к власти, когда страна уже вышла из кризиса 1980-х благодаря политике Мвинийи, но пока все еще медленно росла и развивалась. Он продолжил рыночные реформы при поддержке МВФ и Всемирного банка, усилил курс на приватизацию госпредприятий и привлечение иностранных инвестиции. А в 1997 году ввел Закон о горнодобывающей промышленности 1998, благодаря чему горнодобывающая отрасль (добыча золота и алмазов) стала ключевым направлением в экспорте.
Именно Мкапа добился списания многих внешних гос. долгов, боролся с коррупций в гос. органах, сократил бюрократию и оптимизировал налоговую систему. А еще он много внимания уделял инфраструктуре – при его правлении активно строили дороги, порты, развивали энергетику. При нем ВВП демонстрировал уверенный рост, инфляция снизилась, как и бедность в стране.
21 декабря 2005 года Бенджамина Мкапа передал власть Джакае Киквете, который выиграл выборы от партии CCM. Уже после своей отставки бывший президент Танзании активно занимался миротворчеством, писал мемуары и оставался уважаемой фигурой в обществе вплоть до своей смерти в 2020 году.
Правление Джакае Киквете (2005–2015): стабильность и инфраструктурный бум
Джакая Киквете также правил Танзанией два пятилетних срока. Врач по образованию, он долгое время был министром иностранных дел при Мкапе. Позже в СМИ его прозвали «доктор Джакая». Он был обаятельным интеллигентным лидером, который продолжил экономический рост, занимался развитием инфраструктуры и стал ключевым миротворцем в Африке.
Политика Джакае Киквете была сфокусирована на укреплении стабильности и привлечении инвестиций. Так, например, он запустил Kilimo Kwanza (2009) – программу модернизации сельского хозяйства для его переформатирования в успешный коммерческий сектор. Он также ускорил развитие добычи полезных ископаемых и туризма, вкладывал огромные инвестиции в инфраструктуру.
В результате экономика стала более диверсифицированной, а Танзания вышла в число самых быстрорастущих экономик Африки. Киквете также укрепил многопартийность, но CCM по-прежнему оставалось доминирующей партией.
Джакае Киквете также активно боролся с коррупцией – расширил список коррупционных преступлений с 4 до 21 вида, а в 2008 году и вовсе распустил весь кабинет министров. Несмотря на это, крупные коррупционные скандалы продолжали набирать обороты и подрывали доверие к нему со стороны населения. Один из самых известных – Ричмондский скандал (2006–2008 гг.), когда фиктивная компания получила огромные деньги за невыполненный контракт на электроэнергию.
Киквете так и не удалось победить коррупцию, а оппозиция использовала эти скандалы как главное оружие против партии CCM – все из-за того, что громкие увольнения часто заменяли реальные наказания. В результате четвертый президент Танзании самостоятельно ушел в отставку, как только закончился его второй срок. 5 ноября 2015 года он передал власть Джону Магуфули – несмотря на многопартийность, к власти снова пришел представитель CCM.
Правление Джона Магуфули (2015–2021): ожесточенная борьба с коррупцией
Джон Магуфули правил Танзанией до 2021 года – до своей внезапной смерти в возрасте 61 года. Он был выходцем из бедной крестьянской семьи, работал учителем, химиком, а позже получил должность министра. В народе его прозвали «Бульдозером» – в первую очередь за жесткую борьбу с коррупцией, а затем и за авторитарные методы правления.
В рамках борьбы с расточительством Магуфули отменил пышное и дорогое празднование Дня независимости, запретил чиновникам летать бизнес-классом, урезал так называемые (sitting allowances), а также ликвидировал другие необязательные расходы. Все это позволило вернуть миллиарды шиллингов в бюджет и существенно снизить коррупцию.
Магуфули пересмотрел контракты с иностранными горнодобывающими компаниями и взыскал с них миллиарды в виде налогов и штрафов, а также повысил долю государства в ресурсах. Продолжил и даже ускорил реализацию проектов по строительству железной дороги, гидроэлектростанции, аэропортов. Буквально возродил национальную авиакомпанию Air Tanzania.
Но при всех заслугах Магуфули, постепенно стиль его правления приобретал все более жесткий и авторитарный характер. Так, например, он запретил оппозиционные митинги, закрывал «неудобные» СМИ и ввел закон о цензуре статистики. А его переизбрание в 2020 году прошло с обвинениями в фальсификациях и насилии.
Самый известный и, пожалуй, спорный аспект президентства Магуфули – отношение к пандемии COVID-19. Глава государства отрицал серьезность вируса, прекратил отчитываться о смертельных случаях с апреля 2020 года, запретил локдауны, маски и вакцины; призывал молиться и лечиться народной медициной. По иронии судьбы, сам он ушел из жизни 17 марта 2021 года – официально от сердечной болезни, но многие подозревают COVID-19. После его смерти власть перешла к первой женщине-президенту Танзании – Самиа Сулуху Хассан.
Самия Сулуху Хассан (2021–настоящее время) – первая женщина-президент Танзании: курс на демократизацию и развитие туризма
Самиа Сулуху Хассан, уроженка Занзибара, была переизбрана на второй срок в октябре 2025 года. Она получила образование в области экономики и управления, включая докторскую степень в Великобритании, работала в парламенте и министерствах. Ее стиль правления можно описать как открытый, дипломатичный и прагматичный.
Самиа сняла запрет на политические митинги, освободила оппозиционеров и вернула лицензии запрещенным СМИ – даже организация отметила прогресс 2021–2022 года. Несмотря на то, что перед выборами 2025 года в прессе стали появляться обвинения в давлении на оппозицию, ее общий политический курс помог вернуть стране экономическую стабильность и привлечь инвесторов.
Самия и сейчас остается на посту президента – под ее правлением экономика демонстрирует устойчивый рост. По данным Tanzaniainvest, реальный ВВП в 2024 году вырос на 5,6%, в 2025 – на 5,9%, а на начало 2026 прогнозируют 6,1%. Самия также привлекла внушительные инвестиции в страну и выделила миллиарды шиллингов на кредиты для малого бизнеса. Сегодня Танзания остается одной из самых быстрорастущих стран в Африке.
После пандемии Самия лично снялась в промо-фильмах «Королевский тур» и «Удивительная Танзания», которые были призваны показать всему миру невероятную красоту и многообразие природы страны. В результате туристический поток вырос на более чем 130% с 2021 по 2024 год. А в 2025 году Танзания получила награду World's Leading Safari Destination на World Travel Awards.
Сегодня безопасность Танзании остается на высоком уровне, как и темпы развития туристического сектора – по всей стране в ключевых точках, в том числе на островах Занзибара, открываются премиальные курорты с высоким уровнем обслуживания, роскошные рестораны и глэмпинги. Правительство страны привлекает инвестиции для поддержки и развития туроператоров, организующих сафари в таких популярных и известных на весь мир локациях, как Национальный парк Серенгети, кратер Нгоронгоро, парки Аруша и Тарангире. Отдельная точка притяжения тысяч путешественников – гора Килиманджаро – самая высокая на африканском континенте.
Заключение
Шесть президентов Танзании за чуть более чем 60 лет независимости провели страну по непростому, но правильному пути – от идеалов социализма, популярных в 60–70 гг. прошлого века, до экономического роста и демократии. Танзания сегодня – это стабильное, спокойное и безопасное государство с растущей экономикой и сильным фокусом на развитие туризма.
Над материалами на сайте Altezza Travel работает команда экспертов по Танзании. При подготовке статей мы полагаемся на наш опыт, подтвержденные научными публикациями факты и официальные источники. Подробнее - в нашей редакционной политике.
Хотите узнать больше о Танзании?
Напишите нам. Эксперты Altezza Travel регулярно посещают главные достопримечательности Танзании и готовы поделиться рекомендациями.
