mobile rating
#1 Туроператор в Танзании
Currency

На пути к вершине: как покоряли и изучали ледники Килиманджаро

counter article 1824
Рейтинг статьи:
Время на чтение: 11 мин.
Восхождения Восхождения

Одни покоряли “Крышу Африки” ради науки; другие бросали вызов самим себе и прокладывали маршрут там, где другим это было не под силу; третьи – поднимались на вершину, чтобы исполнять мечты. Редакция Altezza Travel собрала известные и малоизученные факты о людях, которые буквально протоптали тропинку в африканских снегах, совершив восхождения, вошедшие в историю Килиманджаро.

Ученый, который обошел альпинистов

Случай Фрица Клюта в истории покорения Килиманджаро можно назвать уникальным. В отличие от альпинистов, его целью было не покорение вершины, а подробное изучение ледников горы. Ученый был одним из пионеров в области гляциологии на африканском континенте. При этом он не только блестяще провел одну из первых научных вылазок, но и покорил гору Мавензи (является частью массива Килиманджаро), что до него не удавалось сделать ни одному человеку.

Клют изучал естественные науки в университете Фрайбурга (Германия). Незадолго до своей поездки в Африку, в ноябре 1911 года, он защитил докторскую диссертацию, посвященную таянию снегов в Шварцвальде. Его занимали проблемы динамики исчезновения ледников – этим, видимо, и объяснялся интерес к Килиманджаро. Вероятно, ученого мог заразить своим особым отношением к “Крыше Африки” его товарищ и партнер по экспедиции Эдуард Олер, который уже побывал на Килиманджаро вместе со своим двоюродным братом профессором в 1907 году.

«8 апреля 1912 года мы с Эдуардом Олером из Оффенбаха-на-Майне выехали из Фрайбурга ранним утренним поездом, чтобы отправиться в экспедицию, которая готовилась два месяца», – так описал начало путешествия Фриц Клюте.

Олер, по его словам, был и тем человеком, кто финансировал это мероприятие. Других подробностей о нем мы не знаем. Разве что можно предположить, что немец из Оффенбаха был неплохим спортсменом: Клюте характеризует его как классного лыжника.

Главной задачей экспедиции стало составление карт ледниковых полей с фиксацией их размеров и объемов. Клюте применял метод фотограмметрии, основанный на съемке и полевых измерениях. Летом 1912 года члены экспедиции предпринимали вылазки и наблюдения на высокогорье. Эта работа стала одной из самых ранних попыток документировать ледники горы.

Ее результаты, как говорят ученые, позволили с фактами в руках судить о драматическом сокращение ледников Килиманджаро. По сути, именно Клют впервые предупредил: ледяная шапка горы может находиться под угрозой. По возвращении он написал итоговую научную монографию «Результаты исследований на горе Килиманджаро», которая была опубликована в 1912 году.

Однако Клют и Олер решили не ограничивать свое путешествие лишь научной миссией. Их внимание привлекал никем не покоренный пик Мавензи (5 149 метров) — один из трех вулканов массива Килиманджаро (два другие Кибо и Шира). Это скалистая вершина, которая под силу только опытным альпинистам.

Мавензи пытались покорить Ганс Мейер и Людвиг Пурчеллер, осуществившие в 1889 году первое успешное восхождение на самую высокую точку Килиманджаро — пику Ухуру (5 895 метров). Три попытки не принесли успеха. Те, кто шли по их стопам, тоже потерпели неудачу.

Клют и Олер вышли на штурм Мавензи 29 июля 1912 года. Они продвигались через кулуар, который стартует от седловины между Кибо и Мавензи. Серьезный уклон, скалы, обледенение делают этот маршрут предельно опасным. Тем не менее, им удалось достичь вершины, изучить плато Шира и даже побывать в кратере Кибо.

Долгое время считалось, что путевые записи Клюта были утрачены после бомбардировки 6 декабря 1944 года города Гиссен (Германия). Тогда сильно пострадал дом на Мольткештрассе, где жил ученый. Однако в 2024 году в немецкой прессе появились заметки о «сенсационной находке». Научному сотруднику музея Верхнего Гессена Марио Жорже Алвеша в августе прошлого года поручили найти в подвале здания погребальный инвентарь из этнографической коллекции. Копаясь в куче коробок и ящиков, Алвеш и наткнулся на материалы Клюта: восемь фотоальбомов и рукописных дневников 1912 года. 

Эти документы пока не оцифрованы, но можно ожидать, что вскоре мы сможем узнать новые детали экспедиции гляциолога, который рискнул пойти на штурм неприступной прежде скалистой вершины.

Вверх по ледяному желобу

На карте, составленной Фритцем Клютом, мы уже можем найти ледник Деккена. Он назван в честь немецкого исследователя Африки Карла Клауса фон дер Деккена. Несмотря на то, что координаты, размеры и состояние поверхности ледника уже были задокументированы, до 1938 года по этой снежно-ледяной шапке не удалось пройти ни одному человеку. Первым это сделал другой немец – Фриц Айзенманн, которого сопровождал Карл Шнакклиг.

С конца XIX века гора Килиманджаро лишилась более 80% ледниковой поверхности. В период с 1912 до 1953 года, констатируют ученые, ледяной покров сокращался примерно на 1% в год, а с 1989 по 2007 скорость возросла — до 2,5% в год. Некоторые модели прогнозируют полное исчезновение всех ледников Килиманджаро к 2040–2050 годам.

Между тем, еще совсем недавно они представляли собой практически непреодолимые для человека препятствия. Ледник Деккена – это узкий ледяной желоб с крутым уклоном по пути на вершину, который к тому же подвержен риску обвала камней и льда. Словом, тут были все составляющие для серьезного вызова альпинистам, но практически до середины XX века ледник Деккена оставался непокоренным. Есть свидетельства, что в середине 1920-х британские исследователи пытались подняться по нему, но не смогли преодолеть ледовые трещины.

Инициатором экспедиции на ледник Деккена, которая финансировалась Немецким альпийским клубом, очевидно, был Фриц Айзенманн. Он уже ранее принимал участие в нескольких гималайских путешествиях и специализировался на сложных ледовых маршрутах. Компанию ему составил Карл Шнакклиг – швейцарский горный гид, имевший опыт восхождений в Альпах.

12 января 1938 года, как свидетельствует отчет, Айзенманн и Шнакклиг вышли на «оригинальный маршрут», который стартовал с высоты около 4 650 метров. Архивных записей с деталями этой экспедиции, к сожалению, не осталось. Можно констатировать лишь, что европейцы справились с задачей.

Фотография вместо карты

Британец Джон Кук, автор книги «Белый человек в черной Африке: от Килиманджаро до Калахари, 1951-91», едва не погиб через двадцать лет после описанных выше событий при штурме другого килиманджарского ледника – Хайма. Он повис над пропастью на веревке, которую успел закрепить его товарищ.

Названный в честь швейцарского геолога Альберта Хайма ледник расположен на высоте 5 000 – 5 800 метров в районе Западного разлома. Хайм сравнивали с ледяным «языком» из-за ледяного выступа над крутым склоном.

«Мои планы восхождения на Килиманджаро вынашивались давно, – писал Кук. – Все части этого массива были исследованы альпинистами, геологами и топографами, а главная вершина Кибо была покорена тысячами людей по стандартному маршруту. Однако я не смог найти сведений о полном, непрерывном траверсе всей горы с прохождением всех основных вершин — Шира, Кибо и Мавензи. Именно это я и задумал совершить. Вторая цель — попытаться совершить первопрохождение одного из непокоренных ледников на южном склоне Кибо».

Британец, как следует из заглавия написанной им книги, сорок лет провел на африканском континенте. Он работал в колониальной администрации Танганьики, а когда задумал рискованный маршрут, принялся искать компаньонов.

Американец Антон Нельсон, строитель по образованию, начал заниматься скалолазанием в возрасте 27 лет. В начале 50-х он отправился в Африку, чтобы помочь «борющимся за выживание фермерам племени вамеру в Танзании», а в свободное время совершить восхождения на Килиманджаро. В то время вамеру протестовали против передачи части их земель европейским фермерам по решению правительства Танганьики. Нельсон стал советником кооператива, объединившего кофейных плантаторов с горы Меру, и позже написал книгу «Свободные люди Меру»

Третий участник экспедиции – британец Дэвид Гудолл – после службы в парашютно-десантном полку устроился сельскохозяйственным служащим в Кении. 

На горе предстояло провести две недели. К моменту старта экспедиции снаряжение было готово, но дорога по прежнему была полна неизвестности. Нельсон сумел уговорить знакомого пилота туристического самолета пролететь вдоль ледника и сделать снимок Хайма с близкого расстояния. Это фото альпинисты использовали как путеводитель.

Сперва команда достигла плато Шира. Чтобы добраться до подножия ледника, предстояло совершить долгий траверс по осыпям и скалам. 

«Перед нами вздымался крутой ледяной склон высотой около 1000 метров, уходящий ввысь и теряющийся из виду, – рассказал потом Кук. – Вид был пугающий. Свист и гул падающих льдин и камней быстро загнали нас под скальную стену. В животе неприятно засосало — как всегда перед серьезным испытанием».

Благодаря сделанной пилотом фотографии альпинисты знали, что главные препятствия Хайма — две линии обрывов в нижней трети склона. Именно в этом месте экспедиция едва не завершилась катастрофой. Кук, который шел в середине связки, сорвался и повис вниз головой над пропастью на страховке, которую держал Гудолл. Последний успел молниеносно и точно закрепить веревку еще до того, как нагрузка легла на Нельсона — он шел последним и сам едва держался на стене.

Все обошлось лишь потерей ледоруба, хотя это сильно замедлило темп экспедиции. В условиях густого тумана идущему первым приходилось вбивать крюк, крепить страховку, а после спускать ледоруб на веревке идущему следом.

«Мы находились на огромном ледовом поле, уходящем вниз в туманную бездну, откуда пришли, – описывает свои эмоции от конца маршрута Кук. – С этой высоты перед нами открывался головокружительный вид на бескрайние равнины северной Танганьики. Мы чувствовали себя на крыше мира, и с приближением победы нас переполняла ликующая эйфория».

Полдня на дорогу

«Теперь Килиманджаро можно считать настоящей горой», – такую фразу, якобы, обронил легендарный итальянский альпинист Райнхольд Месснер, завершив в 1978 году первое успешное восхождение через Брич-Уолл и ледник Даймонд. Это крутая скально-ледовая стена на западном склоне Килиманджаро ведет через ледопады и снежный коридор прямиком к вершине.

Обладатель почетного «Золотого ледоруба» Райнхольд Месснер – один из самых известных на планете альпинистов. Спортсмен, обладающий феноменальной выносливостью, ввел в практику скоростные одиночные восхождения на высочайшие вершины без использования кислородного оборудования. Месснер первым покорил все 14 восьмитысячников мира.

Пройти никем не пройденным путем на главную африканскую вершину Месснер задумал, когда собирался взойти на Килиманджаро одним из классических маршрутов вместе с другим альпинистом – Конрадом Ренцлером. Для великого спортсмена это было легко, но по пути его заинтересовала неприступная западная стена.

Прямой и короткий путь к вершине через Брич-Уолл начинается от лагеря Арроу Глейшер и следует к вершине через вулканический разлом. Это самый крутой и технически сложный маршрут на Килиманджаро. Вместо того, чтобы подниматься по более пологим склонам, он ведет сразу вверх по отвесной стене, образованной в результате обрушения кратера. Маршрут проходит по ледяным и каменистым участкам и требует исключительной подготовки.

До 1978 года этот маршрут считался непроходимым. Райнхольд Месснер и Конрад Ренцлер справились с задачей всего за 12 часов.

Summitpost.org приводит подробности маршрута. От подножия Брич-Уолл (4 600 м) альпинисты поднялись по ледопаду к леднику Балетто. Затем подъем по 90-метровой сосульке Брич-Уолл (5 450 м). Осилив эти испытания, надо было пройти по леднику Даймонд на север к пику Ухуру. Как отмечается в отчетах, помимо технической сложности, такой маршрут опасен для команды камнепадами.

Гид с Килиманджаро, встречавший альпинистов после спуска, вспоминал о словах Месснера: «Теперь Килиманджаро можно считать настоящей горой». Документального подтверждения этому высказыванию нет. 

Однако, как свидетельствуют альпинистские обзоры (Alpine Journal и Summitpost), сам Месснер позднее охарактеризовал это восхождение как «одно из опасных». В интервью немецкому Der Bergsteiger в октябре 1978 года альпинист, в частности, говорил, что «лед был словно стекло – ледовые крючья почти не держались». На солнце он превращался в жидкую кашу, поэтому важно было выбрать правильное время для прохождения маршрута. Месснер также упоминает, что вырвавшиеся из льда камни обрушивались вниз, словно снаряды. «Килиманджаро показал мне, что альпийский стиль возможен даже в Африке. Брич-Уолл — место не для носильщиков и палаток, а для альпинистов, встречающих гору лицом к лицу». Так подводит итог этому приключении великий альпинист в своей книге “Большие стены”.

«Нет места, где бы он предпочел остаться, кроме гор»

У некоторых народов существует обычай умирать на горе. К этому восходит, например, японская традиция , что дословно переводится как «оставляя старуху». Альпинисты взбираются на гору, потому что в этом их жизнь, но некоторые из них остаются на вершинах навсегда. Так случилось и с ирландцем Иеном МакКивером на Килиманджаро. В отличие от других альпинистов он погиб не из-за собственной ошибки или горной болезни. Это был удар молнии.

МакКивер погиб на склоне Килиманджаро в возрасте 42 лет, а совершать серьезные восхождения начал, когда ему было за тридцать. Профессиональная альпинистская карьера ирландца вышла стремительной и яркой.

Выпускник социального факультета Университетского колледжа Дублина, радиоведущий, пиарщик, он быстро стал одним из ведущих альпинистов мира. В 2004 году он установил рекорд “Пять вершин” (пять самых высоких вершин Великобритании и Ирландии) за 16 часов 16 минут. Тремя годами позднее побил мировой рекорд, завершив программу “Семь вершин” за 155 дней. В 2008 году помог своему 10-летнему крестнику Шону МакШарри стать самым молодым человеком в Европе, достигшим вершины Килиманджаро. Под его руководством был установлен еще один рекорд Гиннесса: 145 школьников поднялись на самую высокую гору Африки, посвятив акцию сбору средств для больниц и благотворительных учреждений.

Друзья описывали МакКивера как безудержного мечтателя, который большую часть своей неиссякаемой энергии отдавал благотворительной деятельности. Так, основанная альпинистом в 2010 году организация Kilimanjaro Achievers, устраивала регулярные бесплатные экспедиции для мечтающих о горах школьников – до 10 восхождений в год.

В начале января 2013 года МакКивер повел к вершине Килиманджаро очередную благотворительную миссию из 20 человек, в числе которых были ученики и преподаватель одной из ирландских школ. К восхождению присоединилась и невеста ирландского альпиниста 34-летняя Анна О’Локлин. Их свадьба с МакКивером была назначена на сентябрь того же года. Группа находилась на высоте около 4 тысяч метров, когда погода сильно испортилась. 

«Проливной дождь лил весь день, — написал МакКивер в своем последнем сообщении с горы. – Настроение хорошее, даже несмотря на то, что сушить одежду не удается! Мы молимся о том, чтобы завтра, в этот важный день, погода была посуше».

Они должны были подняться к лагерю у “Лавовой башни”, а затем продолжить путь к вершине. Но шторм только усилился, на подходе к лагерю началась сильная гроза. Одна из молний ударила в МакКивера. Остальных членов экспедиции, в том числе невесту МакКивера, получившую ранения, эвакуировали в местную больницу.

Одним из первых выразил соболезнования занимавший тогда пост премьер-министра Ирландии Энда Кенни, который был хорошо знаком с МакКивером. 

«Я восхищался им не только за достижения и благотворительную деятельность, но и за его работу с молодыми людьми, побуждая их полностью раскрыть свой потенциал, — написал ирландский премьер и добавил: – Иэн однажды сказал мне, что нет места, где бы он предпочел остаться, кроме гор».

О гибели МакКивера сообщили ведущие британские и ирландские СМИ, например, The Irish Times, Independent, Telegraph. Альпинист Пэт Фалви, назвав смерть МакКивера «совершенно нелепой случайностью», заметил, что впервые услышал, что кто-то погиб подобным образом на этой «прекрасной горе»: «Я потерял двух друзей из-за ударов молнии, в том числе одного в Гималаях, но на Килиманджаро это случается крайне редко».

Компанию Kilimanjaro Achievers возглавил друг погибшего Мак О’Ши, взяв обязательства продолжить череду бесплатных восхождений для школьников. Спустя год после гибели альпиниста был открыт детский дом имени Иена Маккивера для детей, потерявших одного или обоих родителей.

Опубликовано 15 августа 2025
Редакционные стандарты

Над материалами на сайте Altezza Travel работает команда экспертов по Танзании. При подготовке статей мы полагаемся на наш опыт, подтвержденные научными публикациями факты и официальные источники. Подробнее - в нашей редакционной политике.

Об авторе
Дорис Лемнге
Дорис - менеджер Altezza Travel. Семья Дорис - потомственные гиды на Килиманджаро. Ее отец стоял у истоков развития индустрии. Подробнее
Добавить комментарий
Спасибо за комментарий!
Спасибо за комментарий!
Он появится на сайте после проверки

Хотите узнать больше о Танзании?

Напишите нам. Эксперты Altezza Travel регулярно посещают главные достопримечательности Танзании и готовы поделиться рекомендациями.

Другие интересные статьи

Спасибо!
Мы получили вашу заявку
Если у вас есть вопросы, свяжитесь с нами в WhatsApp
Ошибка
Извините, что-то пошло не так
Пожалуйста, свяжитесь с нами по WhatsApp и мы ответим в самое ближайшее время
Cвяжитесь с нами
Наша команда всегда готова помочь
RU
Предпочитаю:
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.