Красивые фотографии дикой природы — результат правильной техники съемки и умения быстро подстраиваться под переменчивый свет и динамику сцены. Редакция Altezza Travel собрала советы от опытных путешественников и профессиональных travel-фотографов, которые точно пригодятся во время треккинга или поездки на сафари.
Основные настройки камеры для съемки дикой природы
Несмотря на неплохое качество снимков, сделанных на смартфон, их возможности весьма ограничены. Они не способны передать динамику сцен с быстро движущимися объектами, глубину пространства и точную цветовую палитру. Для этого потребуется оборудование, способное справиться с непростыми условиями.
Автоматический и полуавтоматический режим на фотокамерах подберет оптимальные параметры для съемки. Однако ручная настройка позволит получить более интересный результат. Если будет возможность и желание поэкспериментировать, обратите внимание на следующие показатели:
- ISO-диапазон. При низких значениях (100-200) изображение получается чистым и детализированным. Однако при слабом освещении этот параметр приходится повышать. Важно помнить, что вместе с яркостью увеличивается уровень шума, картинка обретает заметную зернистость.
- Диафрагма (f/). Отвечает за глубину резкости. Открытая (низкое f/ число – от 2,8 до 5,6) дает красивое размытие фона и выделяет объект. Используется для съемки портретов и животных. Закрытая диафрагма (высокое f/ число – от 8 до 16) удерживает фокус на всем кадре – от переднего плана до горизонта. Используется для групповых снимков и съемки пейзажей.
- Выдержка. Отвечает за передачу движения в кадре. На короткой выдержке (1/500 с. и выше) стоит снимать быстро движущихся животных. Длинная (1/30 с. и ниже) подходит для пейзажной съемки, в том числе ночью.
Природа не подстраивается под фотографа, сюжет для кадра может измениться за доли секунды. Поэтому скорость серийной съемки – еще один важный параметр.
«Для меня 10 кадров в секунду — это своего рода минимум. А 20 или больше — еще лучше», – приводит Adobe слова Джеффа Шульца, известного американского фотографа дикой природы и официального фотографа экстремальных гонок на собачьих упряжках Iditarod.
Также в этом контексте лучше иметь в распоряжении автофокус с функцией отслеживания глаз и лиц. Современные модели камер способны делать это даже на большом расстоянии. Режимы AI Servo на моделях Canon и AF-C на Nikon и Sony помогут удерживать фокус на объекте, даже если он движется.
Кроме того, не все объекты находятся на одинаковом расстоянии. В этом случае ключевым параметром становится фокусное расстояние:
- 70–200 мм. Подойдет для съемки на небольшой дистанции.
- 100–400 мм. Универсальный вариант для большинства композиций, включая портреты животных и пейзажную съемку.
- 600 мм (с ). Оптимален для съемки птиц, отдаленных сцен охоты или животных на горизонте. Требует хорошего освещения и стабилизации, а также снижает скорость автофокуса.
Время и освещение
Качество фотографии во многом зависит от света: его направления, мягкости и даже наличия пыли в воздухе. Рассвет, полдень и закат создают совершенно разные условия, но каждый из этих отрезков времени может работать на вас.
Утро: с 5:30 до 8:00
Ранние утренние часы — золотое окно для фотографирования дикой природы. Свет в это время мягкий, рассеянный, тени длинные и нерезкие. В таких условиях получаются красивые снимки с высокой детализацией.
Если говорить о сафари, теплый свет позволяет красиво передать детали птичьих перьев или текстуру шерсти льва. Планируя съемку при первых лучах солнца, лучше использовать объектив с хорошей светосилой (f/2.8–f/4) для максимального качества при низком освещении.
Полдень: с 11:00 до 15:00
Хотя свет полуденного солнца считается немного «жестким» для профессиональной travel-фотографии, он может стать полезным инструментом для создания выразительных композиций. Такой свет дает контраст и помогает выделить силуэты животных на фоне горизонта. Многие крупные млекопитающие в это время обычно отдыхают в тени деревьев, что позволяет получить интересный контраст в кадре. При этом важно следить за экспозицией, чтобы не пересветить и без того светлые участки и не потерять детали в тенях.
Закат: с 17:00 до 18:30
Вечернее время также называют “золотым часом”. Освещение интенсивное, но теплое, с золотыми и оранжевыми оттенками. Оно помогает удачно подчеркнуть рельеф и шерсть животных, а контровой свет (когда солнце позади объекта) добавляет кадру долю драматизма.
Желательно снимать в ручном режиме, самостоятельно выставляя настройки, чтобы сохранить максимум деталей. Если условия не позволяют, используйте полуавтоматический режим (Av) с компенсацией экспозиции — это даст вам контроль над кадром при сложном освещении.
Британский фотограф, который сотрудничал с National Geographic, BBC Wildlife Magazine, Africa Geographic и другими изданиями, Сэмюэл Кокс рекомендует выбирать при съемке в это время открытые пространства.
«Там меньше деревьев и кустов, которые могут закрыть этот красивый свет, и вы получите по-настоящему выразительные снимки с прекрасным освещением. Кроме того, длинные тени от объекта добавят глубины кадру, а в последние лучи солнца можно поймать пыль или насекомых, что придаст снимкам живость и атмосферу».
Съемка с близкого расстояния
Удачный кадр, сделанный вблизи, — редкий, но особенно волнительный опыт. На сафари такие моменты случаются, когда животное само решает приблизиться к дороге. К слову, не забудьте отключить или приглушить звук затвора и вспышку. Даже самое мирное животное может испугаться резкого щелчка или света. Для хорошего кадра подойдут:
- Фокусное расстояние 70–200 мм. Позволит не “обрезать” объект съемки и не захватить в кадр лишние детали.
- Диафрагма f/2.8–f/5.6. Позволит красиво отделить животное от фона и создаст красивое размытие.
Съемка на большой дистанции
Часто самые выразительные кадры получаются в тех случаях, когда животное становится частью общей композиции. Например, жираф, идущий вдоль одинокого дерева, или львиный прайд, отдыхающий в тени акации. Чтобы запечатлеть такую сцену, нужен особый подход.
Получить красивые кадры на большом расстоянии помогут:
- Фокусное расстояние: 300–600 мм. Без мощного телеобъектива детали не будут видны.
- ISO: 400–800. Компромисс между светочувствительностью и качеством. На новых моделях вполне допустим ISO 1600–3200 без существенных потерь.
- Диафрагма: f/6.3–f/8. Обеспечит достаточную глубину резкости.
- Выдержка: не короче 1/1000 сек. Поможет избежать смазанных кадров, особенно если вы снимаете с рук.
Динамика в кадре
Техника съемки в движении также требует особого подхода. В идеале нужно почувствовать момент до того, как он произойдет: взгляд, поворот головы, напряжение мышц — старайтесь подмечать эти сигналы. Попробуйте выставить следующие настройки:
- Серийная съемка (Burst Mode): от 10 кадров/сек. Без этого вы можете упустить пиковый момент.
- ISO: Auto с ограничением до 3 200. Позволяет адаптироваться к меняющемуся свету с минимальной потерей качества.
- Диафрагма: f/5.6–f/8. Поддерживает достаточную глубину и резкость.
- Выдержка: 1/1600 сек и короче. Поможет «заморозить» движение — прыжок или взмах крыла.
«Все чаще в фотографии дикой природы я использую автоматическую настройку ISO, чтобы сохранять достаточно короткую выдержку. <...>. Такой режим особенно удобен, когда нужно быстро среагировать и сделать кадр. Также он очень полезен, когда объект перемещается из затемненного участка в ярко освещенный — автоматический ISO быстро подстраивается под изменения света», — советует Джефф Шульц.
Сэмюэл Кокс, в свою очередь, рекомендует больше уделять внимание показателю выдержки, нежели настройкам ISO. С зернистостью изображения, по его словам, можно справиться при обработке снимка, однако смазанный кадр уже не исправить.
Пару слов о постобработке
При обработке фотографий важно не пытаться “улучшить” реальность, выкручивая цвета на максимум, а постараться раскрыть их. На этот счет есть несколько полезных рекомендаций.
- Снимайте в RAW. Профессиональные travel-фотографы рекомендуют снимать в этом формате, чтобы сохранить максимум информации о кадре: все детали, тона, свет и тени, которые камера смогла уловить. В отличие от JPEG, который сразу сжимает изображение, RAW позволяет корректировать экспозицию, баланс белого и динамический диапазон без потери качества.
- Резкость начинается с глаз. Глаза животного — это центр эмоционального напряжения в кадре. Даже если все остальное слегка не в фокусе, но взгляд четкий — снимок удался. В то же время не переусердствуйте с увеличением резкости при обработке фотографии.
- Работайте с цветами и балансом белого аккуратно. Утренний и вечерний свет — идеальные условия для съемки дикой природы. Но иногда камера делает его слишком холодным или, наоборот, теплым. Саванна или горы, покрытые густыми лесами, яркие, но не неоновые. Здесь нужна деликатная корректировка..
«Фотография должна отображать то, что произошло, а не фантазию. <...>. Добавляете тонировку, контраст и насыщенность, чтобы придать глубину, но все это должно оставаться в рамках того, как выглядел тот день на самом деле. Если небо на фото стало мрачным, хотя в тот день не было никакой бури — значит, вы зашли слишком далеко», – делится опытом Майкл «Ник» Николс, бывший главный редактор отдела фотографии в National Geographic, известный снимками горилл, шимпанзе и львов в Танзании.
Частые вопросы
Какую камеру лучше выбрать для съемки дикой природы?
Подойдет любая современная цифровая камера с телеобъективом. Например, Canon R6, Sony α6700, Nikon Z8 или Fujifilm X-S20 в комплекте с объективом 100–400 мм. Это оптимальный набор для начинающего. Обратите внимание, что модели с полнокадровым сенсором (Canon R6, Nikon Z8, Sony α6700) обычно лучше справляются с низким освещением и дают более широкий угол обзора, чем APS-C камеры, такие как Fujifilm X-S20.Какие настройки камеры лучше всего подходят для съемки дикой природы?
На сафари используйте выдержку не короче 1/1000 с, Auto ISO в диапазоне 400-3200, диафрагму от f/5,6 до f/8 и автофокус. Во время похода или треккинга – диафрагму от f/8 до f/11, ISO 100-800 или Auto до 1600, выдержку не ниже 1/125с и стабилизацию.
Над материалами на сайте Altezza Travel работает команда экспертов по Танзании. При подготовке статей мы полагаемся на наш опыт, подтвержденные научными публикациями факты и официальные источники. Подробнее - в нашей редакционной политике.
Хотите узнать больше о Танзании?
Напишите нам. Эксперты Altezza Travel регулярно посещают главные достопримечательности Танзании и готовы поделиться рекомендациями.